Что такое обманка лямбда зонда? Для чего нужна и какой бывает обманка лямбды?

Для чего обманка лямбда зонда?

Лямбда зонд или, как его еще называют, датчик кислорода (ДК) — неотъемлемая часть системы выхлопа современного автомобиля стандарта EURO-4 и выше. Кислородные датчики контролируют уровень содержания кислорода в выхлопных газах когда они проходят по катализатору. В автомобилях соответствующих европейскому стандарту EURO-4, в выхлопной системе, как правило, два таких датчика кислорода — один установлен до катализатора, а второй уже после него.

Лямбда не подлежит ремонту, как и подавляющее большинство современных датчиков. В случае его выхода из строя его меняют на новый. Перед тем как "умереть" лямбда зонд изрядно "компостирует мозги", а также выдает ошибки P0130 и P0167.

Когда автовладелец меняет катализатор на пламегаситель, или полностью удаляет его, произойдет нарушение величины сигнала, которая поступает от второго кислородного датчика начнет совпадать со значением с первого. В итоге это приведет к появлению ошибок катализатора (P0420 — P0430). В итоге мотор начнет работать в аварийном режиме. Так называемый стехиометрический коэффициент топливной смеси станет рассчитываться не по данным от датчиков, а электроникой машины согласно табличным параметрам. В итоге вы получите увеличенный расход топлива и нестабильную работу двигателя.

Есть два способа решить эту проблему, первый — установить так называемую обманку лямбда зонда, второй — перепрошить РСМ (то же, что и ЭБУ).

Первый способ предусматривает установку обманки катализатора, которая будет корректировать сигнал поступающий от датчика кислорода. Обманки бывают двух типов — механические и электронные.

Обманка лямбда зонда механического типа — это бронзовая проставка определенного размера, в объеме которой находится керамическая крошка покрытая каталитическим слоем. Суть этого метода в том, что выхлопные газы, попадая в объем проставки сквозь небольшое отверстие, после чего излишек CO и CH окисляются кислородом, в итоге его концентрация снижается. Электроника анализирует изменение синусоиды сигнала и делает вывод о том, что катализатор работает в штатном режиме.

Электронная обманка лямбда зонда представляет собой высокотехнологичное устройство на базе микропроцессора, оно обеспечивает корректную работу системы управления силовым агрегатом автомобиля, а не только "убирает" ошибки из самодиагностики. Однокристальный микропроцессор на самом деле понимает, что происходит с выхлопом и в каком состоянии он находится, после чего анализируя ситуацию, выполняет обработку сигнала с первого лямбда зонда, после чего формирует выходной сигнал, точно такой же как у второго датчика при полностью исправном катализаторе.

Второй вариант решения вопроса лямбда зонда подразумевает перепрошивку, то есть изменение микропрограммы PCM путем исключении из ее кода расчетов поправок дозировки идущих от сигнала заднего кислородного датчика. Перепрошивка, содержащая алгоритм, который выполняет коррекцию, рассчитывается исключительно по сигналу датчиков кислорода, которые стоят перед катализатором, не принимая во внимание сигнала идущий от заднего лямбда зонда. Это автоматически исключает вероятность записи в память ошибок катализатора (P0420 — P0430).

На некоторые модели PCM существуют заводские прошивки, однако это встречается крайне редко. Чаще всего этих программ нет, или уже нет, поскольку они не удовлетворяют требованиям современных экостандартов. Подавляющее большинство всех прошивок представленных на рынке и в Интернете, как правило, создавались "продвинутыми" тюнерами или другими "кулибиными", которые имеют представление о том, что это и для чего. Однако очень часто именно такие кастомные прошивки способны нанести серьезный ущерб двигателю или полностью "угробить" его.

Источник: Автопособие водителя

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *