Фердинанд Порше — история автоконструктора с мировым именем

Фердинанд Порше — история автоконструктора с мировым именем

Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche) — это один из самых талантливых и выдающихся инженеров, которые когда-либо рождались за всю автомобильную историю. Именно этому человеку принадлежит звание создателя чудесного автомобиля, ставшим самой массовой моделью в мире, имя которой «Жук». Однако не только "Жуком" прославлен Порше, его достижения в области автомобилестроения поистине впечатляют.

Что самое интересное, появился на свет этот великий немецкий конструктор совсем не в Германии. Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 году в небольшом городке Мафферсдорф, который в те времена принадлежал Австро-Венгрии (сегодня Мафферсдорф называется Вратиславице и принадлежит Чехии).

Маленький мальчик по имени Фердинанд еще с малолетства активно проявлял большой интерес к технике и точным наукам, свидетельством чего стал изобретенный в 15 лет собственный генератор, позволяющий освещать помещение при помощи электролампочек. В те времена электрический свету был огромной роскошью, его можно было увидеть лишь в усадьбе бургомистра города.

Трудовая карьера Фердинанд Порше началась с должности ученика жестянщика в отцовской компании, однако уже в то время у него проявлялись выдающиеся способности, которые говорили о том, что он достоин большего. Так и случилось, судьба дарит Фердинанду подарок, который в последствии даст свои плоды и станет для него судьбоносным. Молодой Порше переезжает в Вену, где начинает взахлеб слушать лекции в одном из местных университетов и впитывать знания как губка. Чтобы совмещать приятное с полезным, юный Фердинанд Порше устраивается в мини-компанию по выпуску электродвигателей, однако ничего серьезного юноше не поручают и основная его работа заключается в уборке помещения. Махать метлой пришлось недолго, и в 1898 году Фердинанда берет к себе на работу компания Lohner, где ему сразу же поручают серьезные проекты. Результатом трудов инженера Порше стал автомобиль, дебютировавший в 1900 году на Парижском автосалоне. По мнению многих автомобильных конструкторов, машина во многом опережала свое время, ее название — Lohner-Porsche, и это не просто автомобиль - это первый в истории автомобилестроения электромобиль.

Фердинанд Порше — история автоконструктора с мировым именем

Электромоторы располагались не под капотом, а в ступицах передних колес, такой способ размещения используют и доныне. Творение 25-летнего инженера признали лучшим на выставке. В том таки 1900 году Фердинанд дорабатывает свой электромобиль, добавив к электротяге еще и бензиновый ДВС, другими словами Фердинанд Порше не только стал прародителем электрокара, но и создателем первого в мире гибрида!

Это событие стало переломным в карьере Порше, после него Фердинанд стремительно взлетел вверх по карьерной лестнице и в 1906 году его утверждают на должность технического директора компании Austro-Daimler. В свои 30 с хвостиком, этот юноша был ответственен за весь модельный ряд автомобильной мега-компании.

Те дни были одни из самых счастливых в жизни Фердинанда, он был в своей тарелке, был по истине востребован и необходим компании. Все о чем он мечтал, подметая метелкой рабочие помещения, стало реальностью, теперь у него была любимая работа, сплоченный огромнейший коллектив, масса единомышленников и все необходимое для создания самых лучших в мире автомобилей.

На личном фронте у Фердинанда Порше также все в полном порядке, 1903 год стал годом женитьбы на Алоизии Каес, с которой у Фердинанда были отношения на протяжении многих лет. Вскоре брак дал свои плоды, и у молодой пары появилось первое потомство – чудесная девочка по имени Луиза, после которой спустя шесть лет на свет появился мальчик, которого нарекли в честь отца. Малыша звали ласкательно Ферри, впоследствии сын повторил историю отца и пошел по его стопам, став автомобильным конструктором, талант которого в некоторых моментах превосходил и затмевал славу именитого отца.

Став техническим руководителем Austro-Daimler, Фердинанда стали больше привлекать спортивные модели, о чем свидетельствует большое количество гоночных авто, построенных в то время инженером, причем каждая последующая модель отличалась все лучшими и лучшими скоростными показателями. В 1909 году в гонке на кубок принца Генриха, автомобиль Порше финишировал вторым, а в следующем году автомобили Austro-Daimler празднует абсолютное чемпионство, одержав три первых победных места. Кстати, в этом заезде Фердинанд демонстрирует еще и свой талант пилота, так как одним из трех победных автомобилей управлял сам конструктор! Ассистировал в качестве механика Фердинанду Порше в его победной гонке некий Иосиф, который впоследствии станет выдающимся партийным деятелем Югославии, полное имя которого — Иосиф Броз Тито.

Фердинанд Порше — история автоконструктора с мировым именем

Первая мировая война вынуждает Фердинанда переехать в Германию и покинуть Австрию, в немецком Штутгарте он сразу же занимает должность технического директора всей компании Daimler. На новом месте Порше занимается своей любимой работой, он проектирует автомобили, которые принесли мировую славу торговой марке Mercedes. Среди его детищ много знаменитых компрессорных Mercedes, которые выпускались в 20-х годах минувшего века!

Фердинанд Порше — история автоконструктора с мировым именем

Несмотря на свою высокую должность в Daimler, Порше не стал делать основную ставку на эту компанию и посвящать ей всю свою жизнь, поэтому спустя пару лет работы в компании Фердинанд покидает ее на пике славы, для того чтобы создать свою собственную.

Так в 1931 году на свет появляется фирма с весьма странным и не совсем понятным названием: «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». Однако, невзирая на это, скучать ее основателю не пришлось, заказы поступали регулярно, в больших количествах, поскольку в те времена Порше являлся чуть ли не самым лучшим и известным конструктором автомобилей во всей Европе. Более того, талантом Фердинанда Порше всерьез заинтересовался Советский союз. Поговаривают, что ему даже предлагали должность министра в СССР на полном серьезе.

Фердинанд Порше — история автоконструктора с мировым именем

Отец и сын Порше

Через год после основания собственной компании, Фердинанд Порше отправляется вместе с сыном в СССР по приглашению самого Иосифа Сталина, германскому инженеру выделили комфортабельный вагон, на котором он объехал практически все самые крупные стройки Советского Союза 30-х годов. Как говорят историки, главной целью Сталина было — удивить Порше масштабностью проектов, а также продемонстрировать перспективы, которые открываются перед ним в случае переезда в СССР. Однако, несмотря на все увиденное, Порше остался верен Германии, поэтому России он предпочел свою родину.

По приезду Фердинанд приступает к созданию своего, пожалуй, самого выдающегося детища, название которого в переводе с немецкого звучит как – народный автомобиль. Первый заказ на создание бюджетной модели поступил от компании, выпускающей мотоциклы — Zundapp, к сожалению, он стал для двух компаньонов провальным и спустя некоторое время ввиду отсутствия финансовых средств был закрыт. С приходом на политическое поприще национал-социалистов, проект по созданию машины для обыкновенного народа был возобновлен и в 1934 году Фердинанд Порше объявил всем о своем намерении, а также новом имени в автомобильном мире, которое в те времена звучало как: Volks-Wagen и писалось через дефис. Это решение тепло встретила новая власть Германии, Фюрер со всех трибун кричал о том, что: «Германский народ, в лице простого рабочего, не будет ходить на работу пешком или добираться как попало, он будет туда ездить на "Народном автомобиле", который создан благодаря национал-социализму".

Спустя всего год после возобновления проекта, в 1935 году Порше демонстрирует свои первые достижения и наработки, среди которых первые ходовые экземпляры нового Volks-Wagen. После этого в 1936 году стартовало строительство линии по производству данной модели, что интересно, она была построена на сбор денежных средств простого народа. Согласно программе, разработанной национал-социалистами — каждую неделю рабочий добровольно будет перечислять на спецсчет сумму в размере 5 марок, после чего спустя почти четыре года он накапливал на своем счету 990 марок, которых было достаточно, чтобы приобрести автомобиль KdF («сила через радость»).

Фердинанд Порше — история автоконструктора с мировым именем

Идея понравилась более чем 300 000 жителям Германии, однако светлым идеям добрых и доверчивых людей сбыться было не суждено из-за начала Второй мировой войны. То что успели собрать за все время, было передано руководству Третьего Рейха. Что интересно, после войны обманутые вкладчики вспомнили об обязательствах концерна Volkswagen перед ними и стали требовать свои накопленные 990 марок или автомобиль, однако их требования так и не были удовлетворены. Все что смог сделать для своих вкладчиков Фердинанд Порше, это небольшую скидку при покупке нового автомобиля.

Нередко можно услышать заявления вроде: "Порше был фашистом, поскольку помогал им в войне", а также версии о том, что танки: «Тигр» и «Королевский Тигр» — его рук дело. В 1944 году советские СМИ публиковали заметки о том, что 12 августа некий младший лейтенант А. Оськин уничтожил новый супер-танк «Королевский тигр», управлял которым сам Фердинанд Порше, который на 100% был уверен в неуязвимости своего танка, в доказание чего он сам решил сесть за рычаги своей чудо-машины. И это притом, что в годы войны Фердинанду Порше было уже 69 лет. Этот вопрос долгое время не давал покоя многим антифашистским организациям, которые пытались уличить старого Порше в причастности к военным действиям, однако после детального изучение вопроса выяснилось, что талантливый автоконструктор просто не умел делать военную технику, хотя его конструкторское бюро все же брало участие в тендере на изготовление военной техники. Спроектированный Фердинандом прототип плохо себя проявил по сравнению с танком компании Henschel, а для «Королевского Тигра», компания Порше разрабатывала только один из нескольких вариантов башни. Так что чтобы там не говорили и не приписывали Ф. Порше, все, что он создал из тяжелой техники это — не совсем удачную самоходную установку «Фердинанд» (в количестве 90 экземпляров), а также два больших танка Maus.

Фердинанд Порше — история автоконструктора с мировым именем

До сих пор никто толком не может объяснить, для чего Фердинанду понадобилось создавать тяжеленную 180 тонную махину, против создания которой изначально выступили все эксперты танкостроения. Дело в том, что в те времена мостов способных выдержать вес этого монстра практически не было, поэтому два «Мышонка» созданных в 1945 году были уничтожены самими немцами, во время подступа советских войск. После войны один из двух "Маусов" был восстановлен Русскими инженерами исключительно в целях установки его в качестве музейного экспоната в военном музее в Кубинке.

Фердинанд Порше — история автоконструктора с мировым именем

Военное поражение стало большим ударом для семьи Порше, и даже не потому что союзниками было уничтожено конструкторское бюро компании вместе со всеми архивами и чертежами. 1945 год стал тяжелым по тому, что французские власти выдвинули обвинение сыну и отцу Порше, после чего они были арестованы. Обвинение базировалось на том, что якобы арестованные принимали активное участие в сотрудничестве с фашистским руководством и эксплуатировали в личных целях труд военнопленных, а также готовили для гестапо бойцов Сопротивления, способных саботировать производство военной техники.

Через год, в 1946 году Ферри Порше был выпущен на свободу, свое освобождение он отпраздновал быстрым созданием и выпуском гоночного автомобиля для одной итальянской компании под названием Cisitalia. Вырученные деньги, а это — 1 млн. франков, сын Порше отдает французской власти в качестве выкупа за своего все еще заключенного отца. Порше старший, по мнению историков, также не пал духом от своего статуса осужденного, и даже за решеткой умудрялся творить свои шедевры. Так по некоторым данным именно Фердинанд Порше активно помогал компании Renault в создании модели 4CV.

Общий срок заключения Порше старшего составил чуть меньше двух лет (22 месяца), что самое интересное и абсурдное, что, несмотря на тюремное заключение, ему так и не было выдвинуто никакого официального обвинения. Тюрьма серьезно ударила по здоровью инженера, несмотря на  его многочисленные недуги к нему почему-то принципиально не допускали опытных врачей, что указывает на основную цель его заключения. Ф. Порше просто пытались сгноить в тюрьме, так и не дав ему права на полноценное существование и профессиональную деятельность. После того как заключенный окончательно утратил веру в справедливость, он стал совсем плох, здоровье ухудшалось чуть ли не каждый день, человек угасал на глазах, и только в таком состоянии, к почти безнадежному Порше пустили врачей, помочь которому уже было невозможно. После осмотра медиками, Фердинанд выходит на волю, но не для того чтобы жить и творить, а для того чтобы умереть на свободе, поскольку жить ему оставалось — считанные месяцы.

Заключение врачей подтвердилось, и в 1950 году 19 ноября Фердинанд Порше перенес тяжелый инсульт, после которого спустя почти два месяца умер. Сердце большого конструктора и выдающегося инженера остановилось 30 января 1951 года, однако перед своей кончиной он все же успел разбавить свою далеко не сладкую жизнь несколькими счастливыми мгновениями. Сбылось одно из его самых заветных желаний — в массовое производство был запущен «Жук», а также совместно с сыном был построен автомобиль, который назвали 356, он стал первым серийным автомобилем новой великой компании под названием — Porsche!

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой статьей в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все материалы сайта autoposobie.ru созданы специально для данного Интернет-ресурса и являются интеллектуальной собственностью владельца сайта (правообладателя). Любое копирование, публикация, использование текстовых или фотографических материалов, разрешается только с согласия правообладателя, или в том случае, когда будет указана полная активная ссылка на источник.
Автопособие водителя ©2013-2017
Яндекс.Метрика