Турбояма

Турбояма (Turbo Lag или турбо-лаг) — кратковременный провал, задержка отклика турбомотора при нажатии на педаль "газа". Явление характерно как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, и считается одной из самых главных проблем турбомоторов.

Как и почему возникает турбо-лаг?

Турбина имеет две крыльчатки, расположенные в разных камерах, и соединенные между собой общим валом. Вращение одной крыльчатки осуществляется благодаря выхлопным газам, которые в нее поступают. Вращаясь от поступающих газов, крыльчатка вращает и другую крыльчатку, которая крепится к тому же валу. Эта вторая крыльчатка создает давление и захватывает воздух извне, после чего нагнетает его в цилиндры.

Скорость вращения турбины может превышать 150 тыс. об/мин, а сама скорость зависит от количества выхлопных газов, которые поступают в турбину. Следовательно, чем больше выхлопных газов, тем больше будет нагнетаться воздуха в камеры. Вместе с тем возникает прирост мощности за счет большого содержания кислорода в камерах сгорания. Для контроля оборотов турбина оснащена перепускным клапаном, который отсекает часть давления отработавших газов, не позволяя мотору работать, как говорится, «в разнос». Но, не все так гладко.

При движении с небольшой скоростью, попытка резкого ускорения нередко приводит к тому, что турбомотор не реагирует на педаль. Это явление и есть «турбояма», то есть задержка отклика турбонагнетателя. Эффект связан с тем, что произошла подача топлива в двигатель, но воспламенение произошло с задержкой, в итоге крыльчатка не успела раскрутиться и обеспечить необходимый прирост мощности. Эффект может длиться от нескольких долей секунд до нескольких секунд.

Турбояма неприятна тем, что провал мощности не дает возможности выполнить резкое ускорение или маневр. Получается дал "в пол", а машина не отреагировала или "провалилась" на пару секунд. Выходит, вы потеряли ценное время, счет которого порою идет на секунды.

Что делать в таком случае? Как избавиться от турбоямы?

Избежать такого эффекта можно даже без механического вмешательства, корректировка программного обеспечения, проще говоря — чип-тюнинг позволяет решить проблему. Специалисты вносят необходимые изменения в ЭБУ, после чего мотор и турбина работают по другому алгоритму, позволяющему избежать появления турбо-лагов.

Альтернативой прошивке считается установка пауэрбокса. Этот вариант не только более эффективный, но и более дорогой способ избавления от турбоямы. Девайс подключается к датчику топлива, после чего меняет режим работы двигателя, руководствуясь собственными алгоритмами. Кроме прочего пауербокс позволяет снизить расход топлива.

Неприятный эффект под названием "турбояма" давно известен инженерам, которые искали и нашли решение данной проблемы. Так была испытана и воплощена в жизнь идея турбины с функцией изменения геометрии, а также применение двух турбин. Некоторые компании используют специальные баллоны со сжатым воздухом, которые используются в случае необходимости резкого ускорения. Такое решение позволяет напрочь исключить эффект турбоямы. Воздух моментально подается в цилиндры, обеспечивая необходимую прибавку мощности.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *