Червячная передача
Конструктивные особенности
Главным звеном всей конструкции является так называемый "червяк" или червячная шестерня (червячный винт), которая собой представляет продольный винт с трапециевидной резьбой. Червячная передача лежит в основе червячного мотор редуктора.
Главным преимуществом червячной передачи является простота устройства и высокая степень эффективности такого соединения. Весь механизм состоит из нескольких шестеренок, среди которых главную роль играет червячный винт, он покрыт дуговидными зубами, увеличивающими значение контактных линий.
Из-за высокой скорости скольжения, материалы для изготовления червячной пары, должны обладать антифрикционными свойствами, а также высокой степенью износостойкости. Сам червяк, как правило, изготовлен из углеродистой или легированной стали. Наивысшей прочностью обладают червячные шестерни с термообработкой. В результате поверхность становится очень прочной и за счет шлифования не склонная к заеданию. Червячные колеса изготавливают преимущественно из бронзы, реже из чугуна.
Применение
Чаще всего червячная передача встречается в автомобильной промышленности, а также в промышленных изделиях и подъемно-транспортных агрегатах. Область применения червячной пары ограничена мощностью устройств, номинальной для использования червячного привода, является мощность не более 100 кВт. В более мощных системах червячная передача работать не сможет и причиной тому является низкий КПД, а также высокая степень нагрева поверхностей во время эксплуатации. В результате возникает необходимость использования дополнительного охлаждения.
Плюсы червячной передачи:
- Бесшумность;
- Простота конструкции;
- Плавная работа;
- Компактные размеры.
Недостатки:
- Мотор-редукторы и прочие агрегаты, построенные на червячной передаче имеют относительно небольшой КПД;
- Склонность к заеданию, из-за чего существенно снижается срок эксплуатации;
- Невозможность использования на мощных устройствах;
- Нагревание при интенсивной эксплуатации и необходимость использования дополнительного охлаждения;
- Высокая себестоимость за счет использования дорогостоящих антифрикционных материалов.
Текст: www.autoposobie.ru