Что такое ШРУС, почему хрустит и как его проверить? Подскажем!

Большинство автомобилистов узнают, что такое ШРУС, когда однажды во время движения слышат хруст при повороте руля. Вот тогда-то и наступает момент просвещения, люди открывают для себя много разных понятий, таких как внешний и наружный ШРУС, пытаются понять какой ШРУС хрустит и почему. Ответы на эти, а также многие другие вопросы, вы как раз и найдете в этой статье.

Друзья, хочу обратиться к вам с просьбой проявлять больше активности. Ваши репосты и комментарии очень важны, так как именно они помогают мне понять, что вам интересно, а что нет. Поэтому после прочтения, напишите комментарий минимум из четырех слов и, если статья понравится, отправляйте ссылку на нее своим друзьям и близким. Этого будет достаточно! Спасибо вам заранее. А теперь погнали!

Возможно, вы будете удивлены если узнаете, что в подвеске переднеприводного авто есть "граната", причем не одна, а целых четыре. Для тех, кто привык принимать все за чистую монету скажу сразу, гранаты не настоящие и не боевые, поэтому спокойно! На самом деле, речь, как вы уже догадались, идет о ШРУСах. ШРУС — это аббревиатура, которая расшифровывается как "шарнир равных угловых скоростей". "Причем тут граната?" — спросите вы! Все дело во внешних сходствах этого узла с боевой единицей, поэтому в простонародье ее именно так и называют, чтобы не ломать язык терминами.

Зачем нужен ШРУС и в чем заключается его задача?

Как известно, на переднеприводных авто, передача крутящего момента от коробки колесам происходит на передние колеса. Здесь все вроде бы просто и понятно, когда речь идет о движении по прямой. Но как быть с колесами, которые поворачиваются и, к тому же, перемещаются вверх-вниз? Вот именно здесь и приходит на помощь шарнир равных угловых скоростей.

Изначально, для этой роли использовалась карданная передача, однако при отклонении от соосного расположения валов, происходило снижение угловой скорости вращения ведомого вала по отношению к ведущему. Сложновато не так ли, но это лишь в теории, на деле все более-менее неоглядно и понятно. Чем больше будет градус поворота, тем медленнее вращаются ведомые полуоси. Все это оборачивалось потерей мощности, появлением рывков при поворотах и повышением нагрузки на трансмиссию в целом. Существовал еще один огромный минус — это повышенный износ деталей коробки и сокращение их срока службы. Сами же карданные шарниры также не жили долго если сравнить их с преемниками.

Появление ШРУСА существенно изменило положение вещей, и позволило полуосям вращаться с угловой скоростью, которая не меняется, даже когда колеса серьезно вывернуты. Это решение в один момент, раз и навсегда решило массу проблем.

Разновидности ШРУСов

Каждая полуось имеет по два ШРУСа, то есть на два колеса получается четыре — два внутренних и два внешних, или наружных.

Внутренний шарнир равных угловых скоростей, расположен ближе к коробке передач, его задача передавать крутящий момент от дифференциала на полуось. Внутренний ШРУС, не имеет таких больших рабочих углов как внешний, поэтому находится в пределах 20°, однако имеет другую важную особенность — способность смещения вдоль оси, что позволяет немного изменять ее длину. Такая особенность необходима для компенсации хода подвески, который возникает во время движения по неровной дороге.

Внешний или наружный ШРУС располагается с другой стороны полуоси, то есть рядом с колесом. У него рабочий угол побольше и равен 40°, это позволяет колесам поворачиваться и вращаться. Внешний ШРУС работает в более тяжелых условиях, что частично объясняет его более частый выход из строя, по сравнению с внутренним. Усугубляют процесс износа данного узла и внешние факторы, такие как грязь, температурные перепады и высокая вероятность повреждения пыльника.

Что касается разновидностей "гранат", то их есть немало, но наиболее распространенными являются — "трипод" и шариковый шарнир. У трипода, рабочий угол не такой большой, однако он более надежен и стоит дешевле. В триподе используются ролики, расположенные на трехлучевой вилке, вращающиеся на игольчатых подшипниках.

Шариковый шарнир, за счет большего рабочего угла, чаще всего используется в качестве внешнего ШРУСа. Конструктивно, эта разновидность ШРУСА, представляет собой набор шариков, заключенных в сепаратор, между внутренней обоймой и корпусом. Передвигаясь по канавкам внутренней обоймы, шарики позволяют изменять углы вращения в больших диапазонах, между осями ведущего и ведомого вала.

Почему хрустит ШРУС? О причинах неисправности шарнира

Надежность этих шарниров, в принципе не вызывает никаких нареканий, они вполне надежны и при соблюдении общих рекомендаций по эксплуатации, вполне могли бы прослужить многие годы и сотни тысяч километров пробега. Однако на практике, это удается немногим. Вовремя обнаружить повреждение пыльника и первые признаки неисправности шарнира равных угловых скоростей очень непросто. После повреждения защитного пыльника, вовнутрь соединения шарнира проникает вода, песок и грязь, и что самое главное все это сопровождается утечкой смазки. С песком и грязью вместо смазки, «граната» служит недолго, и уже очень скоро начинает досаждать своему владельцу характерным хрустом.

Большой урон, этим узлам наносит агрессивный стиль езды, различные пробуксовки и резкие старты с места, особенно с вывернутыми колесами. Добавим сюда качество отечественных дорог и в результате получаем неисправность, даже такого, на первый взгляд, надежного узла.

Помимо прочего, есть еще такое понятие как естественный износ. По причинам, причисленным выше, в обойме или в корпусе возникает выработка, в результате которой деформируются и шарики, после чего узел просто не может нормально функционировать.

Существует немало косвенных причин, по которым ШРУС может начать хрустеть или выйти из строя. Например, изменяя клиренс своего авто, увеличивая или уменьшая его, вы так или иначе меняете привычное положение «гранат», что так или иначе приведет к преждевременной смерти этого узла.

Установка нештатных колес большого радиусы и ширины — это дополнительная нагрузка, которая рано или поздно выльется в виде проблем с ходовой и полуосями.

Проверять состояние пыльников рекомендуется хотя бы раз в 10 тысяч, например при каждой замене моторного масла. Даже при несущественных повреждениях, не поленитесь и замените пыльник, в противном случае рискуете заменить весь ШРУС, а это гораздо дороже думаю это понятно.

Что будет если не заметить неисправность ШРУСа, или игнорировать ее?

Как уже было сказано ранее, «граната», то есть шарнир равных угловых скоростей — деталь достаточно прочная и в один день она не ломается. Прежде, чем шарнир развалится он будет долго и настырно досаждать своему владельцу различными способами. Дефекты и выработка внутри детали, будут возникать постепенно, при этом до полного разрешения необходимо достаточно много времени. Но это совсем не значит, что хрустящий ШРУС можно так оставить и не обращать внимания, уповая на то, что до полного разрушения шарнира есть еще много времени. Нет, если хруст появился, и хозяин как минимум перестал делать ошибки, которые предшествовали появлению проблемы, то, не принимая во внимание наличие посторонних шумов и возможной вибрации, ездить с такой поломкой можно достаточного долго. Однако это совсем не значит, что я каким-то образом одобряю подобное решение. Напротив, я противник подобных снисхождений, поэтому, когда на моем первом авто захрустел ШРУС, я заменил его, как только появилась возможность.

Следует учитывать также тот факт, что при полном разрушении шарнира равных угловых скоростей пострадают и другие детали трансмиссии. Важно помнить и то, что разрушение ШРУСа приведет к невозможности дальнейшего движения, поэтому кроме растрат на ремонт и запчасти, добавьте сюда еще растраты на эвакуатор. В некоторых случаях, если, как говорится не повезет, существует риск потери управления автомобилем и как следствие — ДТП.

Я думаю, вполне очевидно, что намного дешевле и выгоднее при первых признаках неисправности шарнира принять все необходимые меры, тем более, что не всегда все заканчивается полной заменой. Довольно часто проблема решается промывкой и заменой старой смазки на новую, для пущей надежности можно заменить пыльник ШРУСа.

Диагностика неисправного ШРУСа

Найти неисправный шарнир, среди четырех ШРУСов — не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. При наличии определенных понятий и понимания процесса, найти поломку можно и самостоятельно.

Все начинается с визуального осмотра. Ваша задача — произвести осмотр пыльников ШРУСов на предмет повреждения. Если разрыв или трещины будут обнаружены, шарнир подлежит демонтажу, промывке и замене смазки. Нередко именно смазка, разбросанная по соседних узлах и деталях, становится индикатором проблемы с гранатой.

Второй этап диагностики — проверка шарнирного соединения на предмет наличия люфта. Для этого достаточно попробовать покрутить ШРУС вокруг оси. Исправная деталь будет неподвижна, не будет иметь люфта, и расшатать его будет невозможно. Если это не так и при проверке обнаружен люфт, деталь следует заменить. В некоторых случаях обнаружить люфт подобным образом невозможно, поэтому требуется полный деонтаж полуоси и проверка в тисках.

Как определить неисправность внешнего ШРУСа?

Наибольшую нагрузку шарнир испытывает при больших углах, поэтому и проявляется данная проблема наиболее остро, когда колеса вывернуты на большой градус влево или вправо. Усугубляется проблема, если при такой постановке колес дать серьезную нагрузку, в виде резкого крутящего момента. Ваша задача создать вышеописанные условия и попытаться спровоцировать хруст. Понять какой именно ШРУС требует замены довольно просто — если при появлении хруста руль был повернут вправо, значит проблема заключается во внешнем правом ШРУСе, если же слева то с левым, думаю понятно. Отчетливые щелчки или похрустывание, которое может сопровождаться вибрацией, сложно не заметить и не услышать. Если в одиночку у вас ничего не получается, попробуйте поработать в паре.

Как определить неисправность внутреннего ШРУСа?

Поиски неисправного внутреннего ШРУСа более вычурные, требуют хорошего слуха и больше времени. По ровной дороге неисправная внутренняя «граната» может напоминать о себе на большой скорости или при ее наборе. Особенно при наборе скорости неисправный внутренний ШРУС может проявить себя в виде вибрации, которая хорошо ощущается в салоне. В некоторых случаях можно наблюдать рывки или вибрацию, по ощущению, напоминающую езду на сильно кривых колесах в виде восьмерки. Особо отчетливо, неисправный внутренний ШРУС, проявляет себя на плохой дороге, которых у нас в избытке.

Опять-таки, спровоцировать проявление поломки, можно путем проезда по неровностям. Чтобы усилить эффект, найдите подходящую яму на пустой дороге и попробуйте проехать по ней несколько раз, то левым, то правым колесом. Исправная деталь, даже при езде по выбоине не издаст ни единого звука, в то время как неисправная скорее всего отреагирует характерным металлическим хрустом. С какой стороны захрустело — с той стороны и будет неисправный шарнир. Самое главное — не переборщить со скоростью и глубиной ямы, чтобы не повредить другие исправные пока еще части автомобиля, например шины, о которых я не давно делал видео. Обязательно посмотрите ссылка появится на экране и будет в описании.

Универсальный метод проверки всех видов ШРУСов, как внутренних, так и внешних на авто с МКПП!

  1. Вывешиваем переднее правое или левое колесо.
  2. Руль в среднем положении.
  3. Включаем нейтральную передачу и затягиваем ручник.
  4. Производим запуск мотора.
  5. После включаем 1-ю передачу и медленно отпускаем педаль сцепления.
  6. Когда вывешенное колесо станет вращаться, даем нагрузку на ШРУСы, при этом плавно нажимая на педаль тормоза. Если во внутреннем шарнире есть проблемы, он издаст характерный хруст. В случае если оба внутренних шарнира в порядке, хруста вы не услышите, а мотор заглохнет.
  7. 6. Далее необходимо повернуть руль максимально вправо, если проверяем правое колесо. Если неисправность присутствует, внутренний ШРУС продолжит шуметь. То же самое касается и внешнего шарнира, если с ним что-то не так, он тоже начнет греметь.

Таким же образом можно проверить оставшихся две «гранаты» с другой стороны.

Устранение неисправности ШРУСа

Если во время проверки будут выявлены дефекты, проблемный шарнир следует демонтировать и произвести более тщательное изучение. Не спешите заказывать новый ШРУС, нередко проблему удается устранить путем промывки, замены смазки и пыльника. Если же во время осмотра и промывки, будут обнаружены существенные дефекты (выработка, люфты деформация или повреждения) такой шарнир нельзя ставить обратно, он подлежит немедленной замене. Попытки восстановить шарнир равных угловых скоростей не единичны, однако зачастую они тщетны и не обладают ощутимым эффектом.

Чаще всего меняется один неисправный шарнир, хотя правильнее менять их парно, то есть если из строя вышел левый ШРУС, то с правой стороны тоже желательно заменить. Цена ШРУСа может быть не маленькой, однако это не повод покупать дешевые детали сомнительного качества, от каких-нибудь «ноунеймов». Если материал, из которого изготовлены шарниры имеет низкое качество, брак или другие дефекты сборки — откажитесь от детали и ее установки. Доверяйте сертифицированным точкам продаж и проверенным брендам.

На этом буду заканчивать. Благодарю за внимание, и прошу прощение, за такое обилие информации, тема обширная, поэтому покороче не получилось. Жду от вас комментариев по данному вопросу, уверен у вас есть, что добавить! Отправляйте эту статью своим друзьям-автомобилистам, пусть хорошие люди, читают хорошие статьи. Всего вам доброго, берегите себя, и до новых встреч на этом же сайте. Пока.

Рекомендую: Видеоверсия статьи!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *