Неисправности механической коробки передач и признаки грядущего ремонта МКПП
Механическая коробка переключения передач (МКПП "механика", ручка) сегодня встречается все реже, АКПП или автомат, робот и вариатор стремительно вытесняют самую старую и вместе с тем самую надежную трансмиссию.
Однако, несмотря на такую высокую конкуренцию, многие модели, в основном спортивные, а также коммерческие авто и бюджетный класс, по-прежнему используют механику и не спешат от нее отказываться.
Механическая коробка переключения передач весьма надежная, однако случаются и у нее поломки. В этой статье я постараюсь рассказать про основные неисправности коробок передач, а также о признаках, которые свидетельствуют о них.
Что такое коробка передач, в двух словах
Коробка переключения передач (трансмиссия) является связующим звеном между двигателем и приводами колес. Именно КПП получает крутящий момент, который после передает колесам, в результате такой сплоченной работы авто или другое ТС начинает двигаться. Вся прелесть коробки в ее возможности изменять крутящий момент и регулировать обороты, которые необходимы в тот или иной момент водителю.
Устройство МКПП довольно простое по сравнению с "автоматами и роботами", что собственно и обеспечивает высокую надежность.
Обычно МКПП состоит из:
- Первичного вала;
- Вторичного вала;
- Промежуточного вала;
- Набором шестерен и синхронизаторов;
- Подшипников;
- Множества сальников и уплотнителей;
- Механизма переключения передач с блокировками и замками;
- Рычага переключения;
- А также картера со сливной пробкой.
О неисправностях коробки передач можно не догадываться, а можно ощущать их отчетливо, здесь важно своевременно принять меры по устранению поломки.
Признаки неисправности МКПП
- Трудности с переключением передач.
- Самовольное выключение передачи.
- Гул во время движения на определенных передачах.
- Наличие утечек и масляных подтеканий.
- Появление трещин в корпусе коробки.
- Повышенный нагрев корпуса колодки передач.
- Стуки, толчки и рывки во время движения.
Почему механическая коробка переключения передач выходит из строя?
Как и любой механизм, МКПП может выйти из строя в результате естественного износа трущихся деталей или же в по вине нарушения правил эксплуатации.
Далее перечислю основные "болезни" механических коробок.
Затруднения во время переключения передач возможно в случае заедания ползунка в направляющей втулке, проблемы с муфтой на валу или ступице. Засорение гнезда фиксатора, износ и появление заусенцев на торцах зубов шестерен и муфт. Износ, ослабление крепления или неверная регулировка вилки длины ее плеч. Еще поломка может произойти по причине износа шестерен и синхронизаторов.
Выбивание или самовольное выключение передач происходит, как правило, из-за неисправности блокировочного устройства. Происходит это из-за ослабления пружин фиксаторов, а также повышенного износа вилки переключения. Кроме того, ситуацию усугубляет критический износ зубьев шестерен и муфт. Также следует учесть, что иногда выбивает передачу из-за ее "недовключения".
Гул и прочие шумы в коробке, в том числе и стуки, обычно свидетельствуют о сильном повреждении зубов шестерни или шестерен, в следствие чего зацеп становится неровным и приводит к появлению посторонних шумов. Чем дольше коробка с таким дефектом будет эксплуатироваться, тем сильнее будет усугубляться ситуация. В конце концов коробку, скорее всего, разнесет полностью. Повреждения зубов шестерен происходит чаще всего из-за проблем с маслом, его может быть недостаточно или же оно может быть слишком вязкое, например, при минусовых температурах.
Появление подтеков масла происходит в результате нарушения герметичности. Это может быть и повреждение прокладки, сальника или просто плохо затянутое крепление. Также утечка может иметь другой характер, когда, к примеру, на корпусе КПП появляется трещина. Такой дефект чаще всего возникает после удара или неисправности механизма коробки.
Шум нередко появляется через проблемы с подшипниками, неисправный синхронизатор, проблемы с шестернями или муфтой. Подшипник может "люфтить", к тому же в посадочном гнезде может возникнуть выработка.
Ремонт МКПП
Ремонт механической коробки передач предусматривает ее демонтаж, а также диагностику и детальное изучение всех компонентов. Течь устраняется заменой испорченных уплотнителей, сальников и прокладок. Если же имеется трещина, то ее паяют или меняют треснувшую деталь корпуса.
Если же коробка шумит, плохо переключаются передачи, а при разборке оказалось, что рабочие элементы имеют серьезный износ они подлежат ремонту или полной замене. Нередко критический износ получают все детали коробки, в итоге единственным правильным решением будет — полная замена КПП в сборе.
Познавательное видео о том, что такое МКПП и как она работает