Остановитесь! Так Вы убиваете турбированный двигатель в мороз!

Среди автомобилистов есть немало мифов и страшилок о разрыве ремня ГРМ, прогревах и не прогревах двигателя и, конечно же, о правилах эксплуатации турбины. В этой статье хочу поведать о том, чего ни в коем случае нельзя делать в мороз владельцам авто с турбиной, проще говоря, обладателям "турбовых движков". Поехали!

Наличием турбокомпрессора сегодня никого не удивишь, иные моторы обладают двумя или даже тремя турбинами. Однако, покупая такую радостную мощь или мощную радость, мало кто ведает о том, как правильно эксплуатировать подобный агрегат. Не многие знают, что наличие турбины накладывает на владельца определенные обязанности, не соблюдая которые, владелец довольно скоро вместо мощности и динамики может получить большие неприятности и неисправную турбину.

Жители южных, теплых регионов и стран, в принципе, могут спать спокойно, так как наибольший урон турбина получает именно зимой, в лютые морозы.

Краткий экскурс в принцип работы турбокомпрессора

Во время своей работы "улитка" сильно нагревается и ее температура может достигать 1000 °C. Проходя через турбину, горячие выхлопные газы раскручивают турбину до 10 тыс. об./мин. и выше. При этом, очень важно соблюдение рабочей температуры, а также правильный прогрев и охлаждение турбины. Особенно критической ситуация становится при минусовых температурах, важно соблюдать правила эксплуатации мотора с турбокомпрессором.

В мороз, при низких температурных значениях, турбина, как и весь двигатель, достаточно сильно охлаждается. Подвижные части, трущиеся детали механизма и различные валы подвергаются температурному воздействию. Масло сильно густеет, его текучесть снижается, в итоге после холодного запуска турбина работает в условиях масляного голодания. Такое положение вещей негативно сказывается и на других деталях и механизмах силового агрегата, однако турбина, в виду конструктивных особенностей, страдает чуть ли не больше всех.

В мороз, когда происходит первый запуск, холодный турбированный мотор нельзя подвергать нагрузкам сразу, так это еще больше усугубит и без того серьезный урон для "улитки". Обеспечьте прогрев мотора, а также турбокомпрессора на малых оборотах. Повышая их сразу после запуска двигателя, пытаясь быстрее прогреть мотор и салон авто, Вы, по сути, уничтожаете турбину "своими руками". Когда обороты силового агрегата превышают 2,5 тыс., наддув выходит на рабочий режим, закачивая воздух в систему. Если прогрев происходит неправильно, то есть резко, например, сразу после запуска, водитель начинает движение и стремительно повышает обороты двигателя, происходит активное повышение температуры, в результате которого расширяются материалы деталей.

Уменьшаются зазоры между трущимися поверхностями до нескольких микрон, при этом смазка все еще густая и турбина работает в условиях масляного дефицита. Существует высокий рыск повреждения поверхностей, которые работают фактически без масляной пленки и должного охлаждения, кстати, это еще одна важная роль моторного масла. Даже если сегодня мотор прогревался, но после нескольких часов простоя авто на морозе, снова остыл, Вам следует снова выполнить полноценный прогрев турбированного двигателя. В противном случае, очень скоро у Вас и у Вашей турбины возникнут большие неприятности...

Первые тревожные звонки умирающей турбины, как правило являются посторонние нехарактерные шумы, которые возникают сразу после запуска. Это может быть свист или гул, который сопровождается обильным выхлопом сизого цвета. При этом может наблюдаться "масложор", возникающий в результате проникновения масла сквозь люфты и зазоры в деталях. Все это поступает вместе с воздухом в выхлопной тракт. По мере прогрева двигателя и турбины, шум и дым исчезают, однако проблема никуда не уходит. Такой мотор при неисправной турбине существенно потеряет в динамике, исчезнет "тяга", так как "улитка" больше не сможет обеспечивать оптимальное давление воздуха. Даже после прогрева мотора, повышенный расход масла останется. Дело в том, что в соединениях уже будут люфты, а при высоких температурах ко всему прочему, добавится и нагар на валах и подшипниках. Возникнет дисбаланс, который постепенно разобьет подшипник и окончательно погубит турбину.

Такой сценарий грозит тем, кто пренебрегает прогревами двигателя, а также тем, кто прогревает авто на высоких оборотах и после старта холодного мотора подвергает его высоким нагрузкам.

Возникает вполне логический вопрос: "Как правильно прогревать турбированный мотор в мороз"?

Ответ на самом деле весьма прост. Не брезгуйте пользоваться предпусковыми подогревами — это раз!

Второй момент — сразу после запуска холодного двигателя при минусовых температурах не спешите начинать движение. Позвольте турбомотору немного прогреться, для этого достаточно 3-5 минут работы на холостых. За это время масло станет более жидким, что позволит Вам избежать масляного голодания. Когда мотор работает на холостых, наддув не активен, он находится в режиме ожидания. Эта функция позволяет "улитке" избегать дефицита масла.

Рекомендую: Турбодвигатель: глушить сразу или дать поработать на холостых?

По истечении 3-5 минут, можно потихоньку начинать движение. Ключевое слово — "потихоньку", турбомотор по-прежнему холодный, а турбина все еще "в группе риска". Ни в коем случае не "крутите" мотор выше 2,2-2,5 тыс. об./мин. примерно в этих зонах "просыпается" турбина. Ваша задача — начать неспешное движение, во время которого вы экономите время, кроме того, прогрев во время движения намного эффективнее прогрева на холостых. И, что самое главное, постепенно прогревая мотор на малых оборотах, Вы бережно подготавливаете турбину к началу эксплуатации. Когда температурная стрелка укажет на то, что двигатель прогрет, а из воздуховодов в салон пойдет тепло, Вы можете приступать к полноценной эксплуатации.

Завершение работы силового агрегата с турбокомпрессором зимой также должно сопровождаться соблюдением определенных правил. Прежде чем заглушить прогретый мотор, особенно после длительных поездок и серьезных нагрузок, дайте турбине немного остыть. Для этого достаточно позволить ей поработать на холостых оборотах 1-2 минуты. Это позволит снизить обороты турбины и получить плавное охлаждение.

Это важно! Рекомендую: Турбояма

Если заглушить горячий мотор в мороз, сразу после поездки, разгоряченная турбина, прежде всего, лишается смазки, но при этом продолжает вращаться, поскольку для полной остановки необходимо какое-то время. В результате турбонаддув после остановки мотора, продолжает работу фактически без масла, так как масляный насос уже не работает, поскольку двигатель заглушен.

Далее следует резкий перепад температур, турбина с отметки в 1000 °C начинает стремительно остывать до минусовых значений. Это приводит к неравномерному расширению и сужению деталей, в том числе их деформации. Происходит масса изменений на уровне металлов, они становятся более хрупкими, теряя былые свойства. На поверхностях появляются микротрещины, задиры, которые в процессе дальнейшей эксплуатации приведут к полному разрушению наддувного узла.

Читайте также: Езда на низких оборотах и ее последствия для двигателя

Есть еще масса негативных моментов, которые сопровождают вышеупомянутые процессы. Так, к примеру, остатки масла на рабочих поверхностях сначала пригорают, когда Вы резко заглушили очень горячий турбодвигатель. Затем они остывают, закоксовывают подшипники, валы, металлические поверхности, а также другие элементы турбокомпрессора. В добавок к этому, при минусовой температуре все еще и замерзает... Как Вы понимаете, такое положение вещей неминуемо ведет к ухудшению производительности турбины, в разы сокращая ее срок службы.

Чтобы избежать подобных сценариев, никогда не допускайте таких ошибок, следуйте рекомендациям перечисленным в этой статье, и у Вас никогда не возникнет проблем с турбиной.

Видеоверсия статьи!

Источник: Автопособие Водителя

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *